Заболевание РПП: разновидности психической патологии
Содержание статьи
Каждый день в мире от расстройства пищевого поведения (РПП) умирает как минимум один человек. К РПП относят психические расстройства, связанные с искаженными представлениями о приеме пищи и негативно влияющие на физическое здоровье человека, — среди них анорексия, булимия и психогенное переедание. В чем причина сложностей в отношениях с едой, как стандарты красоты влияют на психическое здоровье и каковы методики терапии и почему нужна рпп консультация психолога при нарушений пищевого поведения?
Психические расстройства отличаются от обычных психологических проблем по двум критериям.
- Во-первых, если этот синдром является причиной длительного страдания человека (или его близких, в случае если у него отсутствует рефлексия своего страдания) и запроса на помощь.
- Во-вторых, когда это не единичный случай или редкий феномен, а масштабное явление в рамках общества, которое требует разработки научно обоснованных методов помощи и ведет к серьезным финансовым затратам на уровне государства. В этом тексте мы затронем проблемы пищевого поведения, которые могут быть психическими расстройствами, а могут не доходить по своей интенсивности до клинического уровня. РПП и «просто заедание стресса» объединяют некоторые общие психологические механизмы.
- Разница в том, что при РПП эти механизмы очень жесткие и влияют на когнитивные, эмоциональные и поведенческие процессы постоянно, тогда как более легкие формы нарушений в отношениях с едой имеют ситуативный характер либо не ведут к тяжелым последствиям.
Некоторые варианты нарушений пищевого поведения вошли в классификации болезней и считаются расстройствами. В Международной классификации болезней (МКБ-10) в разделе расстройств приема пищи указана нервная анорексия (упорный активный отказ от пищи со стремлением к максимальной худобе и потере веса), булимия (неконтролируемые приступы переедания, за которыми следует компенсаторное поведение: вызывание рвоты, очищение кишечника или интенсивные физические упражнения), психогенное переедание и психогенная потеря аппетита, а также некоторые расстройства, которые скорее уточняют картину.
В стандарте DSM-5, на основе которого работают психиатры в США, пищевые расстройства представлены более дифференцированной картиной.
- Там, помимо перечисленных расстройств, присутствует руминация, то есть навязчивое отрыгивание пищи с целью либо ее повторного пережевывания, либо выплевывания, либо обратного глотания;
- расстройство приема пищи избегающего и ограничительного типа, при котором человек ограничивает прием определенной пищи (например, насыщенной жирами или углеводами) и в результате недополучает важные питательные вещества;
- а также извращенный аппетит, при котором люди чувствуют тягу к несъедобному: мелу, углю, бумаге и тому подобному.
Почему именно еда
В контексте потребностей человека можно выделить несколько функций еды. Первая функция — это насыщение. Базовая потребность в еде удовлетворяется вне зависимости от того, насколько вкусную еду мы едим. Мы можем съесть абсолютно безвкусную пищу и утолить голод.
Вторая функция, направленная на удовлетворение эмоциональных потребностей, — это получение удовольствия. Еда является отдельным источником эмоций: ресторанный бизнес, а также все, что происходит в средствах массовой информации на эту тему и у каждого отдельного человека на кухне, говорят о том, что люди хотят вкусно есть и получать от этого удовольствие.
Съесть конфету, когда грустно, — нормальный способ поднять настроение. Человек может демонстрировать некоторую склонность справляться со стрессом или с какими-то негативными переживаниями за счет еды, и это все еще нормально. Проблемы появляются, когда любая трудность привычно обрабатывается именно так. Если человек видит собственную склонность справляться со стрессом или плохим настроением одним и тем же образом (в рассматриваемом нами случае — с помощью еды), это может стать поводом обратиться к специалисту.
Для людей, которые часто переедают, еда становится эксклюзивным источником удовлетворения, потому что у них нарушен контакт с чувствованием себя, с осознаванием того, что для них хорошо, что их радует и интересует. Еда начинает занимать много места там, где должно быть много разных источников получения удовольствия, и постепенно человек впадает в зависимость. При алкоголизме человек перестает чувствовать вкус алкоголя, и его мотивация смещается с переживания удовольствия от расслабленности, спонтанности и легкости в общении к стремлению нагрузить себя алкоголем. Нечто похожее происходит при булимии: удовольствие от приема пищи превращается в компульсию, потребность наполнить себя и успокоиться. Таким образом, мы видим, что нарушение формируется тогда, когда нормальная мотивация получить удовольствие от вкуса переходит в потребность снять напряжение (зачастую вкус перестает ощущаться).
Третья функция еды связана с ощущением контроля. Для людей с анорексией (которые часто склонны к перфекционизму) контроль за тем, что и как они едят, является способом достичь чувства контроля, связанного с достижением идеального представления о себе.